Графика — основа всех искусств

«Мой Молескин» торговой марки итальянской компании «Modo & Modo», производящей канцелярские товары для художников во всем мире.

При слове «графика» в сознании людей часто возникает стойкий образ черно-белого изображения. Порой от самих художников можно услышать мнение, будто это искусство второстепенно, что оно не более чем вспомогательный и подготовительный этап перед более серьезной живописью, архитектурой, скульптурой. Однако, очевидно — это не более чем заблуждение.
В действительности же графика самодостаточна и невероятно разнообразна в своих проявлениях. Более того, в других видах искусства она является не вспомогательным средством, а их основой. Невозможно создать прекрасную живопись или скульптуру, не зная законов рисунка, то есть правил графики.
Рисунок, есть высшая точка всех искусств; он — основа и источник любой науки , — писал великий Микеланджело (1475-1564).
Опыт прошлых поколений и современные технологии подарили нам огромное количество разнообразных графических техник.
Делятся они на два типа: уникальные, создаваемые только в одном экземпляре и тиражные, позволяющие производить серию одинаковых работ.

Уникальная техника:
Рисунок

Выполняется различными карандашами, чаще всего графитными или цветными. Но существуют еще серебряный, свинцовый, итальянский. Так же популярен сухой или жидкий соус, сангина, сепия, уголь, тушь.risunok

Рисунок к картине «Мадонна в скалах», Леонардо да Винчи, карандаш, 1483

Ручная графика

Как самостоятельный вид творчества выполняется чем угодно, в том числе гуашью, темперой, акрилом и акварелью. Отличие от живописи заключается в акценте на выразительности рисунка, ритма, силуэта, контраста. Иногда грань между графикой и живописью провести довольно сложно. Цветная графика часто игнорирует законы живописи, тепло-холодности, но никогда – рисунок и композицию. Как правило, выполняется на разных сортах бумаги.
pastel

Тата в танцевальном костюме. Серебрякова Зинаида, рисунок пастелью, 1924

Граттаж

рисунок с помощью процарапывания бумаги или картона иглой последовательно прогрунотованных белой темперой или воском, затем черной или цветной тушью.

156028622«Ромео и Джульетта» В. Шекспира (1982) Савва Бродский, Граттаж, 1982

Монотипия

Отпечаток краски на бумаге в одном экземпляре.

Выполняется масляными красками с поверхности воды или гуашевыми – с листа бумаги или картона с помощью прокатывания под валом станка. Обычно используется как основа или фон для дальнейшей работы.

monotipiaРабота Джованни Бенедетто Кастильоне, Монотипия, 1655 г.

Коллаж

Это аппликация из бумаги или других материалов разного цвета и фактур.

Тиражная техника (эстамп):

С помощью тиражной печати можно получить серию работ, каждая из которых есть авторская, имеющая свой уникальный номер. Чем меньше тираж, тем выше стоимость каждого творения. Уникальность работы специфично в отношении авторства: подлинниками считаются отпечатки, сделанные либо самим художником, либо мастером в присутствии автора.
Основа бывает картонной, деревянной, цинковой, каменной и другими. Конечный продукт – оттиск — получается в зеркальном отображении. То есть художник, готовя форму, рисует «наоборот». Печать бывает:

Высокая:

Ксилография(печать с деревянной формы), с картона или с линолеума (линогравюра).
xiligrafia2

Хокусай. Большая волна, ксилография , 1823—1831

linigravura

Индустриальный пейзаж. Кравченко А.И. Линогравюра 1930.

Плоская:

Печать с камня (литография); и монотипия (помним, что монотипия – уникальная техника, производимая в одном экземпляре).

Глубокая

К ней относятся все офортные техники: офорт, пунктир, рисование по мягкому лаку, лавис, акватинта, меццо-тинто, сухая игла, гравюра резцом.
ofort

Христос, окруженный больными Рембрандт Х Ван Рейн, офорт, 1643

Трафаретная

Трафарет и шелкография.

Графика включает в себя другие самостоятельные виды искусств:

Шрифт

Образует самостоятельную и обширную область искусства (в него входят эпиграфика, сам шрифт, каллиграфия). Ручное написание шрифта играло огромную художественную роль в эстетике многих древних цивилизаций. (Вспомним арабские орнаментальные тексты, китайские и японские иероглифы, индийскую причудливую шрифтовую резьбу, славянские буквицы). В последние десятилетия шрифт, как очень трудоемкий вид искусства, почти полностью перешел в разряд электронной техники.
article1-7

Иван Федоров. Псалтирь с Часословцем, буквицы, 1570

Станковая графика

Объединяет рисунок и эстамп, а так же листы, изготовленные с помощью ручных техник. Музейные экспозиции – классический пример станковых работ.
Станковой графикой ошибочно называют произведения, выполненные на станке, однако, это заблуждение. В действительности, это работы, имеющие самостоятельную художественную ценность без привязки к какому – либо объекту (зданию, интерьеру, улице, книге). То есть, не имеющие прикладного назначения.

01

Вид на Неву через колоннаду биржи. Остроумова-Лебедева, ксилография, станковый лист, 1907

Искусство книги

Включает в себя иллюстрацию и дизайн книги. В 19 – 20 вв.

технический прогресс привел к тому, что графический дизайн и книжная иллюстрация объединились, произведя на свет новую профессию книжного иллюстратора.
Художник книги создает обложку, суперобложку, форзац, титульный лист, переплет, шмуцтитулы, иллюстрации (фронтиспис, полосные иллюстрации, развороты, концовки, заставки, орнаменты и буквицы). Работает над внешним восприятием книги как объекта и товара: все элементы обязаны подчиняться общим законам композиции и гармонии.

18gam

Иллюстрации к книге «Мифы славян». Бойко Светлана. Гуашь, тушь, книжный разворот, 2002

Экслибрис

Жанр, близкий к книжному искусству. Представляет собой уникальный знак, печать владельца библиотеки и наклеивается внутрь книги.

Графический дизайн

Прикладное искусство. Это WEB рисование, реклама и полиграфия: шрифты, логотипы,
оформление журналов, упаковок, фирменный стиль, плакат, буклет и прочее.
XIXXX25-vi

Экслибрис конца XIX — начала XX вв

Плакат

Самостоятельное искусство, создающееся в агитационных целях. Производится с помощью печатной графики или полиграфии в одном экземпляре или большим тиражом.
plakat

Бисквиты к шампанскому. Альфонс Муха, рекламный плакат, 1897

Акварель

Как графическая техника существовала с древнейших времен. Мы встречаем ее на египетских папирусах и в искусстве Древнего Китая. Средневековые мастера использовали акварель для украшения миниатюр в рукописных книгах. С появлением эстампов акварелью раскрашивали оттиски и рисунки. И только в 18 в. она стала живописной техникой.
7e41cdbda266

Книжная миниатюра «Христос на троне, коронующий князя Ярополка и его жену Ирину», акварель, гуашь, Древняя Русь,11 век

Гуашь

До 18 в гуашь так же как и акварель применялась исключительно в качестве графического материала. В 20 веке гуашь была популярна в изготовлении плакатов и декоративно – прикладном искусстве.

litografia_akvarel_guash

«Памятник Николаю I. И. Шарлемань, Литография, раскрашенная от руки акварелью и гуашью. 1853 год.

Электронная (цифровая) графика

BoikoS_AlisaРастровая иллюстрация по произведению Л. Керрола, Бойко Светлана, Photoshop, 2015

Полностью производится с помощью компьютерных технологий. Способна имитировать большинство известных ручных и печатных техник.
Может быть как прикладным, так и станковым видом искусства Часто являет собой пример смешения многих видов и технологий одновременно. В одной работе могут сочетаться самые разнообразные техники: карандашный рисунок, фотография, монотипия, векторная анимация и пиксельная прорисовка.
Компьютер подарил художникам поистине беспредельные возможности для творчества и корректировки. И новый Золотой век графики.